Анализ практики рассмотрения обращений


Анализ практики рассмотрения обращений и организации приемов в органах следственного управления Следственного комитета РФ по Новосибирской  области в 2012 -2014 г.г. и первом полугодии 2015 года

С момента создания и по настоящее время, одним из приоритетных направлений деятельности следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской  области является деятельность по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан. Сотрудниками следственного управления по Новосибирской  области ведется ежедневная, целенаправленная работа с лицами, вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства, в ходе которой по всем выявленным нарушениям закона выясняются причины и условия их повлекшие, вырабатываются действенные меры по их устранению и недопущению впредь. Устранение недостатков в работе ставится на контроль в аппарате управления.

              Аппаратом следственного управления на регулярной основе проводятся обобщения работы управления в сфере приема, регистрации и рассмотрения обращений граждан и организаций. Анализ деятельности сотрудников управления на данном направлении показал, что в 2012 году в следственном управлении рассмотрено 4077 обращений, из которых 289  обращений  направлено для разрешения  в другие ведомства, 464  - в органы прокуратуры, процент направленных обращений составил  18,5, отмечается рост поступивших обращений на 6,4%. Сотрудниками органов следственного управления  в текущем году  рассмотрено по существу  3096 обращений, что составляет 75,9 %  от общего числа поступивших (за АППГ - 2970  или  77,5 %), отмечается  увеличение количества рассмотренных обращений в сравнении с АППГ на 4,2%. По результатам рассмотрения 10 обращений удовлетворено, по 2135 даны разъяснения, 951 обращение отклонено. 

В следственном управлении  на основании приказа руководителя следственного управления № 128 от 23.05.2011 организована работа «телефона  доверия». По «телефону доверия» поступило 40   обращений граждан, подавляющее число граждан обращается по вопросам, не относящимся к компетенции органов Следственного Комитета России. Ни одно из поступивших устных обращений не содержало сведений о коррупционных проявлениях со стороны сотрудников следственного управления, их недостойном поведении, совершении ими порочащих поступков либо преступлений. Также не зафиксированы сообщения о подготовке либо совершении террористического акта или иного особо тяжкого преступления.

На личном приеме сотрудниками следственного управления в 2012 году принято 1509  граждан,  руководством следственного  управления принято 205  граждан  ( за АППГ – 1752,   и 149  соответственно), в том числе лично руководителем следственного управления – 76 человек. Осуществлен выезд в 56 районов по местам дислокации следственных подразделений. В рамках взаимодействия руководителем  следственного управления проведен совместный выездной прием в г. Карасуке Новосибирской области с начальником ГУ МВД России по Новосибирской области.

         В 2013 году в следственное  управление поступило 4196 обращений. Всего рассмотрено 4148 обращений, из которых 407  обращений  направлено для разрешения  в другие ведомства, 570 - в органы прокуратуры, процент направленных обращений составил 23,5. В 2013 году отмечается  рост количества рассмотренных обращений на 1,7%.

Сотрудниками органов следственного управления  в 2013 году  разрешено по существу 3073 обращения, что составляет 74  %  от общего числа рассмотренных (за АППГ - 3096  или  75,9 %), отмечается   незначительное уменьшение  количества разрешенных  обращений в сравнении с АППГ на 0,7%. По результатам рассмотрения 3 обращения удовлетворены, по   2549 даны разъяснения, 521 обращение отклонено. 

             По-прежнему 60,7 %  разрешенных заявлений, составляют заявления по вопросам приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях, не требующих принятия решений в порядке ст.124 УПК РФ. Так,  в текущем году разрешено 1867 заявлений указанной категории (АППГ – 1588, рост на  17,6 %).   

             Заявители, в том числе  осужденные  лица, ставят вопросы о привлечении к уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов, при этом в заявлениях  не содержится   достаточной  информации, указывающей на признаки преступления,  и   не требуется  проведение проверки в порядке ст.ст.144,145 УПК РФ. Поступление  указанных заявлений, обусловлено как возросшей ролью органов Следственного комитета Российской Федерации, так и разочарованием и недоверием к принятым ранее  решениям другими правоохранительными органами и судами, а зачастую как возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров  и решений суда по вновь открывшимся обстоятельствам.  

.    В  2013 году  поступило 279   обращений граждан в электронном виде (за АППГ- 201), отмечает рост поступивших обращений посредством данного вида связи на 39%.

На личном приеме сотрудниками следственного управления в 2013 году принято 1941  гражданин,  руководством следственного  управления принято 185  граждан  (за 2012  год – 1509  и 205  соответственно), в том числе лично руководителем следственного управления – 121 человек. Отмечается рост количества  обратившихся граждан на 28,6%.  Руководством следственного управления осуществлено 72 выезда в  районы  по местам дислокации следственных подразделений.

В 2014 году непосредственно в следственное управление  поступило 4788 обращений граждан,  всего рассмотрено 5057 обращений, из которых 587 обращений  направлено для разрешения  в органы прокуратуры, 616 - в другие ведомства, процент направленных обращений составил 23,8. В  2013 году (далее – АППГ) поступило 4196 обращений. Всего рассмотрено 4148 обращений, из которых 407  обращений  направлено для разрешения  в другие ведомства, 570 - в органы прокуратуры (23,5%). В 2014 году отмечается  рост количества рассмотренных обращений на 21,7 %.

         Сотрудниками органов следственного управления  в 2014 году  разрешено по существу 3692 обращения, что составляет  73,2 %  от общего числа рассмотренных (за АППГ - 3073 или  74 %), отмечается    увеличение количества разрешенных  обращений в сравнении с АППГ на  20,1%. Рост числа обращений в части обусловлен упрощенной формой электронной переписки, активизацией гражданского общества.

  По результатам рассмотрения 5 обращений удовлетворены, по 3254 даны разъяснения, 433 обращения отклонены. 

В целях расширения возможностей реализации гражданами своих конституционных прав на официальном сайте следственного управления  в сети «Интернет» создан раздел, позволяющий обеспечить поступление обращений граждан в электронном виде. Порядок осуществления приема, регистрации и рассмотрения обращений граждан, направленных через Интернет-приемную, регламентирован приказом руководителя следственного управления № 191 от 24.10.2011.    В   2014 года  поступило 301   обращение граждан в электронном виде (за АППГ- 279), отмечается рост поступивших обращений посредством данного вида связи на 7,8%.

На личном приеме сотрудниками следственного управления в 2014 году принято 1735 граждан, руководством следственного  управления принято 209  граждан  (за АППГ- 1941  и  185 соответственно), в том числе лично руководителем следственного управления – 121 человек (АППГ- 121). Отмечается уменьшение количества обратившихся граждан на 10,6 %.     Руководством следственного управления осуществлено 74 выезда в районы по местам дислокации следственных подразделений для приема граждан.

  В 1 полугодии 2015 года непосредственно в следственное управление  поступило 2776 обращений граждан,  всего рассмотрено 2703 обращения, из которых 426 обращений  направлено для разрешения  в органы прокуратуры, 298 - в другие ведомства, процент направленных обращений составил 26,7%. Увеличение числа  поступивших обращений, в том числе не относящихся  к компетенции Следственного комитета свидетельствует  как о росте доверия граждан к следственным органам, так  и об отсутствии у заявителей четкого представления о компетенции Следственного комитета.

            Сотрудниками органов следственного управления  в 1 полугодии  2015 года  разрешено по существу 1866 обращений, что составляет  69 %  от общего числа рассмотренных (за АППГ - 1742 или  77 %), отмечается    увеличение количества разрешенных  обращений в сравнении с АППГ на  8,2%. Рост числа обращений  обусловлен упрощенной формой электронной переписки, активизацией гражданского общества. Рост числа обращений достигается за счет использования гражданами возможностей подачи их посредством сети Интернет, позволяющей без затруднений и финансовых затрат направлять заявления в адрес  следственного управления в неограниченном количестве.

            По-прежнему 62 %  разрешенных заявлений составляют обращения по вопросам приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях, не требующие принятия решений в порядке ст.124 УПК РФ. Так,  в 1 полугодии  2015 года разрешено 1153 заявления указанной категории (АППГ – 933, рост на  23,5 %).   

             В порядке ст.124 УПК РФ разрешено 194 жалобы на действия (бездействие) и решения следователей, руководителей следственного органа (АППГ - 128), или 10% от общего количества разрешенных обращений. Поступившие обращения касались необходимости проверки законности процессуальных решений, принятых в порядке ст.145 УПК РФ, необъективного ведения и неполноты следствия, необоснованного уголовного преследования, непринятия мер к раскрытию преступлений. 

В целях совершенствования приема граждан и организации деятельности приемной Председателя Следственного комитета Российской Федерации  в следственном управлении   издан приказ № 15 от 05.02.2013     «О совершенствовании приема граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области», в  соответствии с которым организована работа приемной Председателя Следственного комитета Российской Федерации и работа по приему граждан сотрудниками следственного управления.

На личном приеме сотрудниками следственного управления в 1 полугодии 2015 года принято 816 граждан, руководством следственного  управления принято 220  граждан  (за АППГ- 784  и  299 соответственно), в том числе лично руководителем следственного управления – 31 человек (АППГ- 16). Отмечается рост  количества обратившихся граждан на 4 %.  Руководством следственного управления осуществлено 17 выездов в районы по местам дислокации следственных подразделений для приема граждан. Графики приема граждан размещаются на официальном сайте следственного управления и в местных средствах массовой информации.

Также в следственном управлении организована работа телефонной линии «Ребёнок в опасности», издан приказ руководителя следственного управления № 74 от 14.09.2012,  утвердивший Регламент работы по приему, фиксации и учету  телефонных звонков. В указанный период обратилось 13 граждан.  Обращений, содержащих информацию о признаках тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних не поступало.

В целях расширения возможностей реализации гражданами своих конституционных прав на официальном сайте следственного управления  в сети «Интернет» создан раздел, позволяющий обеспечить поступление обращений граждан в электронном виде. В 1 полугодии   2015 года  поступило 181   обращение граждан в электронном виде (за АППГ- 173), отмечается рост поступивших обращений посредством данного вида связи на  4,6%.

Одной из основных задач следственного управления во 2-м полугодии 2015 года остается всестороннее и объективное рассмотрение обращений граждан, незамедлительное устранение нарушений закона, выявленных в ходе разрешения жалоб, принятие действенных мер к недопущению их впредь.

Следственным управлением принимаются необходимые меры для укрепления исполнительской дисциплины, повышения эффективности работы с обращениями и по приему граждан, в том числе в целях повышения доверия граждан к работе органов Следственного комитета Российской Федерации.